Научный эксперимент, перевернувший телевидение

В начале 1990-х годов, экипаж «Биосферы-2» из восьми врачей и ученых вошел в современную полевую исследовательскую установку, расположенную на 40-акровом участке земли в Оракуле, штат Аризона, на базе горы Санта-Каталина. Через два года они уехали. Все это время они жили в этой автономной экосистеме полный рабочий день, внимательно наблюдали и находились в полной изоляции.

Из Сферы в Клетку

То, как мужчины и женщины из «Биосферы 2» воспринимали свое окружение, было предметом всестороннего анализа учеными, надеющимися лучше понять поведение человека и психологию групповой динамики, а также жизнеспособность биосфер в освоении космоса и колонизации. Что еще более неожиданно и совершенно непреднамеренно, биосферный эксперимент также повлиял на облик современного телевидения.

В 1997 году продюсер из Нидерландов Джон де Мол, создатель Fear Factor, предложил идею оригинальной программы, телевизионной версии Биосферы 2, под названием De Gouden Kooi , или «Золотая клетка», в которой дюжина обычных людей,снимаемых непрерывно в течение одного года, будут жить изолировано в одном доме.

Люди ненавидели эту концепцию, и де Молу все говорили, что она никогда не сработает. Он продолжал оттачивать формат, рисуя элементы из «Реального мира» MTV и недавно популярного сериала «Экспедиция Робинзона» на шведском телевидении - участники будут записывать личные признания отдельно от других и будут исключены из конкурса еженедельным голосованием, пока не останется только один победитель. Он ужесточил график с года до трех месяцев. Он построил комплекс, оснащенный скрытыми камерами, чтобы участники не встречались ни с кем во время шоу кроме других участников. И он создал передовой веб-сайт, где действие можно транслировать в прямом эфире в Интернете круглосуточно.

16 сентября 1999 года состоялась премьера программы Джона де Мола на голландском телевидении под названием « Большой брат». В течение нескольких недель на долю шоу приходилось 95% аудитории в возрасте до 30 лет, а через год де Мол продал свою продюсерскую компанию и права на Big Brother более чем на 7,5 миллионов долларов.

Робинзонада

Чарли Парсонс, телевизионный продюсер из Великобритании, добивался именно такого успеха почти десятилетие. Вначале 1990-х, когда Биосфера была в полном разгаре, он разработал концепцию для своего рода конкурентоспособного документального сериала о группе незнакомцев, живущих вместе на отдаленном острове, который в то время он называл Castaway. Работая с Бобом Гелдофом, Парсонс передал программу Би-би-си, которая отвергла ее немедленно, поскольку у большинства сетей была Золотая клетка.

Только в 1997 году разочарованный Парсонс предложил шведскому телевидению свою идею, и там была создана революционная, чрезвычайно популярная «Экспедиция Робинзон» - то самое шоу, из которого де Мол взял принцип еженедельных выбываний.

К концу тысячелетия «Экспедиция Робинзон» и «Большой Брат» начали привлекать внимание международных СМИ, и оба шоу были справедливо готовы к быстрому глобальному расширению.